Добрый день, дорогие друзья! В этой статье, я делаю разбор третьей серии отечественного мультфильма «Иван Царевич и Серый волк», вышедшего на большие экраны в 2016-м году. Разбор двух предыдущих серий уже есть на моём канале, вы можете с ним ознакомиться. Напомню, что основное внимание я уделяю анализу идей, содержащихся в том или ином произведении. Чему оно учит, какие качества воспитывает, что автор хочет сказать.
Когда я, еще в 2015-м году, посмотрела первые два мультфильма у меня сразу зазвенел в голове сигнал тревоги. Потому, что чувствовалась связь между событиями, происходившими в стране и сюжетом мультфильма.
А именно, с 2011 по 2013-й года, в России происходили антипутинские протестные движения либеральной прозападной оппозиции, накануне президентских выборов, - так называемая «снежная революция» или «норковая революция» (по К. Собчак), которая, не найдя народной поддержки, даже получив отпор, пошла на спад.
Все эти протесты шли по отработанному во множестве других стран сценарию оранжевых переворотов, при участии заграничных консультантов. Наиболее массовые собрания — это митинги на площадях Болотной и Сахарова.
Как мы помним, первый «Иван Царевич» вышел в 2011м году, второй в 2013м, то есть как раз к моменту попытки дестабилизации в стране.
На Болотную и Сахарова был выведен определённый контингент людей, которых сами организаторы протестов называли «Креативный класс».
Про Василису и креативный класс.
Либералы под этим понятием подразумевают людей обеспеченных, независимых, свободных взглядов, толерантных к ЛГБТ, феминисток, носящих дорогую брендовую одежду, айфоны последней модели. Собрание на Болотной по большей части состояло из людей, пришедших покрасоваться модной дорогой одеждой, являющейся признаком принадлежности к т. н. «высшему классу». На сайте «Мода на баррикадах» был опубликован ролик, где у протестующих спрашивали, что на них надето. Они не задумываясь называли известные бренды: «Ботинки Aldo, пальто Эйсэс, шапка Чинден, куртка из парижа Moncler, Yves Saint Laurent, перчатки — Giorgio Аrmani».
Образ царевны Василисы из мультфильма у меня сразу вызвал ассоциации с понятием «креативного класса». Во-первых — она зацикленная на себе, внешнем виде, на шмотках, духах, беспросветная эгоистка. Во-вторых — она закончила европейские университеты (Оксфорд и Сорбонну), феминистка, жаждет либеральных реформ, говорит о назначении парламента. Кстате, разговоры о том, что политическая система России должна быть сменена на парламентскую республику ведут на европейских площадках оппозиционеры и политэмигранты, в том числе на базе Оксфорда и других университетов. В добавок, обсуждения касаются путей смены власти в России.
В третьей серии мультфильма Василиса бегает с горящими глазами по европейским магазинам одежды, восхищается европейской культурной жизнью. То есть очень-очень похожа на контингент людей, которых через гламурные журналы и сайты звали потусоваться на митинги.
Сразу оговорюсь, что я уважаю и европейскую культуру, и когда человек модно одевается, но это всё использовалось для развала моей страны поэтому я показываю сходства между пропагандой либеральной оппозиции и тем, что заложено в мультфильме.
Другое, что характерно, в первых двух сериях царевна действует убеждением и хитростью. В конце-концов все с ней соглашаются о необходимости реформ. А я хочу напомнить, что лидеры болотных движений высказывались об идеальном сценарии, в котором Путин идёт на уступки и проводит все нужные им реформы, то есть перестройку-2. Но после неудачи российского майдана было сказано, что «Интеллигенция с полицией драться не хочет. Ей на смену придет более простая, «шпанистая» публика» (Владимир Буковский, один из лидеров оппозиционного движения «Солидарность» на «Грани.ру»). То есть переворот будет силовым. Под это в 2013-м году выходит фильм «Деточки», в котором школьники в перерывах между уроками убивают всех неугодных. В реальной жизни школьников берут в оборот русские националисты, объясняя, что нужны «дни русского гнева» и т д.
В третей серии «Ивана Царевича» уже показана ожесточённая схватка.
Россия — агрессор.
Другие разговоры оппозиционеров, в том числе на европейских площадках касаются того, что Россия — агрессор и угрожает всему миру. Весь мир-мол с нами хочет дружить, торговать, а мы изолируемся, вкладываем деньги в обороноспособность страны, вместо того, чтобы развивать потребительский сектор и идти на все уступки США и Европе.
Посмотрим как это обыграно во втором «Царевиче».
Иван строит забор вокруг царства и говорит, что повышает обороноспособность. Всё это комично обставлено, так, что Иван кажется идиотом. Никто не нападает, а он зачем-то изолируется. Василиса призывает мужа, забыть про обороноспособность и пустить гостей на бал.
В третьей серии это тоже обыграно. Наши герои приготовились обороняться от европейцев, тогда, как они просто хотели торговать. Затем в тридесятое царство съезжаются на саммит президенты стран мира, чтобы заключить договор о дружбе и торговле. При этом царство под пятой злодея, выпущенного на волю Иваном Царевичем. Царь говорит: «Это наша борьба, нечего в неё посторонних впутывать», после чего иностранных гостей прячут и вступают в схватку со злодеем.
То есть, зло как-бы исходит из России, победите главного злодея и наступит идиллия. Понятно, что в мультфильме отражён взгляд на Россию со стороны врага, а не истинного гражданина и патриота, причём не правдивый взгляд, а искажённый.
Про Ивана и народ.
Василиса и Иван отправляются в просвещённую Европу, ходят по музеям, театрам выставкам, всё для них в новинку, так как на Родине ничего такого нет. Иван не разбирается в искусстве, ничем не интересуется, ведёт себя глупо. То есть показана невероятная отсталость в культурном развитии между Василисой и мужем. Кого же олицетворяет в мультфильме Иван? Того же, кого он всегда олицетворял в русских народных сказках — народ! Все чаяния простого люда, все его лучшие и худшие качества (сильный, смелый, хитрый, иногда ленивый и простодушный, защитник и борец за благо народа, и — победитель).
Прежде чем поговорить о том, каким русский народ показан в мультфильме, нужно снова отвлечься на российских идеологов понятия «креативный класс». Одним из первых трудов, по этому поводу, была книга «Постчеловечество» под редакцией Михаила Ходорковского, в которой основную статью написал В.Иноземцев. Это своего рода Манифест креативного класса. Ходорковский пишет «... ускоряемая развитием технологий биологическая эволюция человека приведет к внутреннему разделению человечества на биологической основе, к выделению из него людей с более высокими интеллектуальными и физическими качествами... Уже сейчас в развитых обществах наблюдается возникновение качественно нового неравенства — между способными и не способными к творческому труду людьми. В силу качественного роста значения творческого труда это постепенно начинает создавать биологический барьер, преодолеть который, в отличие от социального, почти невозможно... Неравномерность же нового витка биологической эволюции поставит исключительно важный, в первую очередь с мировоззренческой точки зрения, вопрос о единстве человечества (как в цивилизационном плане, так и внутри обществ — в зависимости от способности к творчеству)...»
Тут звучит фашизм чистой воды, говорящий что креативный класс рано или поздно станет высшей расой, главное чтобы варвары — недочеловеки не препятствовали им в развитии. Это, в дальнейшем, подхватывается единомышленниками-либералами, начинаются рассуждения о дельфинах и анчоусах, а продвинутом меньшинстве против быдла-большинства. Для чего этот расистский конструкт создавался примерно понятно. Митинги шли под лозунгом свободных демократических выборов. А народное большинство выбирает Путина. Это не угодно Западу, ибо Путин суверенитетом не торгует. Значит большинство нужно назвать недочеловеками, низшей расой, отлучить от принятия решений и сказать, что демократически решать за всю страну может только высшая раса, она же креативный класс! Если фашизм не пройдёт, то говорим, что люди за Путина голосовали в неадеквате, будучи прозомбированными.
Вы представляете себе размер лицемерия, когда на Болотную и Сахарова выводятся обеспеченные модники и говорится, что это весь недовольный российский народ поднялся, а при этом большинство участников глубоко-глубоко презирает этот самый народ.
И глубина этого презрения очень хорошо показана в третей части «Ивана Царевича». Где Иван деградирует даже не до обезъяны, а до обезъяны-заводной игрушки, которая вообще не на что ни способна. Эту обезъяну только пинают из стороны в сторону. И ты всё время ждёшь, что вот-вот сейчас, уже скоро Иван поднимется, всем покажет... И ничего... Иван на протяжении всего мультфильма глуп и бесполезен. Ровно такой, каким либералы-западники видят русский народ. Кстати в первых двух мультфильмах Иван тоже ни одной победы не одержал.
Самое неприятное во всем этом, то, что мамы и папы вели детей в кинотеатр, вместе смеялись в голос над этими кощунственными шутками даже не понимая, что смачный плевок с экрана летит прямо в них — это их уже считают недочеловеками.
Про Россию и культуру.
По приезду в своё тридевятое царство, герои видят, что в их отсутствие культурный уровень был поднят, появились музеи, люди слушают музыку в театрах. Однако всё это оказалось галлюцинацией. Люди были одурманены неким вареньем, олицетворяющим нефть. На самом деле — как была отсталая страна так и есть.
В этом месте нужно немного рассказать о связи образа России в «Иване Царевиче» и в других картинах. Например, в 2015м году в российский прокат вышел фильм Андрея Звягинцева «Левиафан». Он показывает оскотинившихся и погрязших в коррупции русских. В своём интервью Звягинцев говорит: «Прогнило всё. Ведь все мы так или иначе сидим на нефтегазовой трубе. И всех нас так или иначе это, видимо, устраивает. Весь бизнес от мала до велика намертво повязан с государством, с чиновничеством... нет привычки, традиции быть независимым собственником... государство безжалостно давит человека».
На возражение, что далеко не все чувствуют это давление, режиссер отвечает, что «большинство людей живет словно в радужном забвении... Впрочем, это одна из отличительных черт так называемого русского характера...». Далее он говорит, что сценарист фильма Олег Негин «черпал информацию, что называется, из первых рук. Он дружен с Ольгой Романовой...» Ольга Романова — один из организаторов митингов на Болотной площади.
Вот и связь между отдельной частью кинематографистов и идеологами Болотной.
Режиссер фактически обвиняет русских в том, что они не поддержали «болотные» протесты, не начали русский майдан, и предпочли жить в «радужном забвении».
Более того, 5 марта 2014 года украинские кинематографисты, восторженные победой майдана, письменно обратились к российским коллегам с призывом о солидарности, в борьбе против коррумпированных режимов во имя прогресса, демократии и высокой культуры: «В Украине в последние годы установился режим, фигуранты которого занимались главным образом разворовыванием национальных богатств, разрушением судебной системы, самой морали, игнорированием прав личности. Кончилось восстанием народа... Киевский Майдан, ставший символом перемен, собрал под свои знамена людей разных национальностей и верований. Их объединяет вера в прогресс страны, в ценности демократии, высокой культуры».
Опять же — это напоминает про европейскую культуру и российское бескультурье в мультфильме.
На что российские кинематогафисты ответили письмом: «Вы справедливо говорите о... народном восстании против позорного режима Януковича. Мы, как и вы, категорически против лжи в освещении судьбоносных для Украины событий и тем более против российской военной интервенции в Украину... отвечаем лаконично и недвусмысленно: не сомневайтесь в нас. Мы на стороне правды и мы с вами!» Письмо подписали Андрей Звягинцев, Алексей Герман-младший, Эльдар Рязанов, Александр Сокуров и многие другие. Кто-то из них так и работает на российский майдан.
Так что мультфильм «Иван Царевич и Серый волк» содержит ту же самую картину мира, что и Левиафан. Ужасно отставшая страна, бескультурщина, огромнейший разрыв в развитии между нами и Западом.
Правда же заключается в том, что ненавидят нас не за отсталость, а как раз, наоборот, за нашу развитость. За то, что, еще в бытность СССР, страна достигла в своём развитии такого уровня, с которого могла бросить вызов Америке. И даже сейчас, после ужасов перестройки, ввергнувшей страну в регресс, Россия всё еще остаётся высокоразвитым государством. Это значит, что врагам нужно срочно запускать перестройку-2, о которой твердят либералы.
Кто такой Пугало?
Теперь угадайте с трёх раз кого олицетворяет главный злодей мультфильма Пал Павлович Пугало, оставленный Иваном управлять страной, пока они ездили по Европе. Извлёкший из недр земли фонтан дурманящего варенья?
У единомышленников с болотной неоднократно всплывали заявления о путинском режиме зомбирующем население. Тут и «нефтегазовая труба» и «радужное забвение» и «зомботелевидение». Связать это с сюжетом мультфильма не составляет труда. Дурманящее варенье — это и «нефтяная игла» и «путинское зомботелевидение» в одном флаконе, а значит, кто главный злодей вы уже поняли.
В этом смысле у меня возникает основной вопрос: «А каким образом в тоталитарной стране, безжалостно давящей человека, дурящей людей, с деспотом во главе, на деньги министерства культуры мог выйти полностью оппозиционный мультфильм, пройти прокатом по всем кинотеатрам России, при том, что туда непременно водили детей, получить премию президента РФ за вклад в развитие мультипликации, и быть показанным на зомботелевидении?»
Кто врёт-то? Кто людей оболванивает? Свобода слова значит всё- таки есть? И личность система всё-таки не раздавливает?
Просто происходит борьба за власть. Предположу, что какая-то группа лиц, заинтересованная в оранжевом сценарии, и наделённая полномочиями распоряжаться министерскими деньгами делает заказ сценаристам и режиссёрам. Сценаристы - тоже люди и кушать хотят, — это с одной стороны. С другой стороны, как мы уже рассмотрели, часть работников киноиндустрии пропитана духом болотной.
Не для детей.
В мультфильме присутствует ряд моментов сексуального характера, которые мне не понравились. Например, принцесса делающая зарядку и трясущая филейными частями. И некоторые другие шутки ниже пояса. Детской аудитории на это уж точно не за чем смотреть. Они до переходного возраста, не зациклены на подобных вещах. Зачем раньше времени макать их в разврат? Взрослым, пришедшим посмотреть мультфильм для всей семьи, это тоже совсем не нужно. Они могут достать взрослый фильм и всё, что нужно в нём посмотреть.
Злодей вселился в тело Ивана, а Иван деградировал до игрушки.
Василиса подмены не чувствует. Ей Иван-злодей еще больше нравится. Ты смотришь и думаешь: вот сейчас..., сейчас... сердце влюблённой девушки поймет... Но, оно не понимает. Ну раз уж взялись передирать американские мультфильмы, так надо передирать лучшее, что в них есть, а не худшее. Например любовь и героизм! Даже Фиона в «Шреке» сразу почувствовала, что мужа подменили. А наша Василиса не чувствует. Мультфильм учит молодых девочек как правильно презирать и не любить своих мужей, зато любить шмотки.
Феминистки и религия.
Герои выясняют, что сила Пал Палыча Пугала в палках на которые он надет. Две перекрещенные палки не могут не вызвать определённых ассоциаций у христианской части нашего населения. Я была шокирована тем, что победу, с последующим счастливым концом могут представить как раскалывание на части христианского символа. Ещё больший шок вызывает сходство этого сюжета с Femen, спиливающих бензопилой крест в центре Киева в знак поддержки Pussi Riot.
Всё сходится: Василиса из мультфильма — феминистка. Победа для либералов — это феминистка раскалывающая крест.
Дадим слово Femen: «Данным актом Femen призывает все здравые силы общества нещадно выпиливать из мозга трухлявые религиозные предрассудки, служащие опорой диктатуре и препятствующие развитию демократии и свободы женщин».
Pussi Riot в это время находились под следственным процессом за кощунственные акции в Богоявленском соборе и храме Христа Спасителя, названные «Богородица, Путина прогони».
В дальнейшем они, вдохновленные Болотной и Сахарова, проводят еще не одну антипутинскую акцию. Pussi Riot взбесились потому, что патриарх Кирилл отказался прийти на Болотную. Даже такая гадость в мультфильме проглядывает.
Вы видите, как абсолютно все ключевые моменты либеральной пропаганды прозвучали в мультфильме. Самое скверное, то, что в процессе всех этих оранжевых переворотов были измазаны грязью такие замечательные понятия, как демократия, либерализм и даже феминизм.
Феминизм — это борьба за юридическое равноправие мужчин и женщин. Потому, что когда-то велись споры есть ли у женщин душа и т. д. Но это вовсе не женский разврат, беганье с голыми сиськами и нападение на то, что для других свято. Демократия — это власть народа, а не власть высшей расы над низшей. А либерализм (с его свободой, равенством и братством) возник на фоне борьбы с эксплуатацией одного класса другим. Но свобода — это не беспредел. И когда начинают детей освобождать от тоталитарной власти родителей и учителей, женщин от тоталитарной власти мужей, а граждан от законов государства и нравственности — это уже хаос и регресс. К тому же, если дать слово великому русскому писателю Ф. Достоевскому: «Мой либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, т.е. ненавидит и бьет свою мать. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, все», «Одна из характерных черт русского либерализма - это страшное презрение к народу... Русскому народу ни за что в мире не простят желания быть самим собою».
Про счастливый конец и евровыбор.
Итак, раскалывание палки, похожей на христианский крест, знаменует счастливый конец — все герои на ковре самолёте летят вместе с саммитом вперёд, к «евровыбору, высокой культуре, демократии, торговле, дружбе, жвачке».
В предыдущем разборе я уже высказывалась о том, что все хотят дружить с соседями, но это возможно только если у нас есть право на собственное достоинство, свой исторический путь, свою культуру, суверенитет и т. д. В реальности же как в сказке не будет. В реальности, при победе тех, кто ненавидит Россию и народ, придётся пойти на все невыгодные для нас уступки, расколоть страну, приравнять Сталина к Гитлеру, провести десоветизацию, пустить гейпарады по всей стране, ввести дикий вариант ювенальной юстиции, потом растопчут память о наших героях, заставят каяться за своё великое, всеми нами уважаемое прошлое и платить... каяться и платить. Это платить — и есть искомый результат, который от нас нужен.
В преддверие Горбачёвской перестройки тоже выходила политическая сатира. Одни только фильмы «Убить дракона» и «Незнайка с нашего двора» чего стоят.
Сказка ложь — да в ней намёк,
Только это — не урок,
А больное воображение
Для разрухи и растления,
В угоду заморским господам,
А расплачиваться — нам!