Война идей в американских сериалах "Мистер Робот" и "Пространство"

Тема статьи: 
Культура

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня я вновь хочу порассуждать об идеях, которые содержат в себе американские сериалы. В частности, моё внимание привлекли два из них. Это три сезона сериала «Мистер робот» и два сезона сериала «Пространство». Их начали транслировать с 2015го по настоящий год, то есть они довольно свежие, в них много всего намешано и я не ставлю целью рассуждать обо всём, а укажу лишь на сходные, почти идентичные между ними моменты.

Сходные черты в сериалах.

В сериале «Пространство» показан мир далёкого будущего, в котором человечество уже освоило солнечную систему. Друг другу противостоят два полюса силы. Первый — это Земля, управляемая Америкой. Второй — Марс, наделённый некоторыми качествами СССР. Есть ещё жители Пояса астероидов (астеры) - колонии Земли и Марса, ведущие борьбу за независимость.
Частная компания «Protogen», занимающаяся исследованиями в области генетики и нанотехнологии, изучает странное вещество, занесённое из каких-то далёких глубин космоса за пределами солнечной системы. Это вещество быстро заражает всё живое, но вступает в загадочную взаимосвязь с сознанием так что земные существа скрещенные с этой материей приобретают сверхестественные способности.
Во главе компании стоит злодей-китаец-глобалист. Он и его единомышленники в проекте по изучению загадочной протомолекулы видят будущее человечества, приобретение людьми умопомрачительных качеств, благодаря которым можно находиться в космосе без скафандра, выживать при высоких температурах и т. д. Однако для исследования свойств молекулы учёные не гнушаются человеческими жертвами. Они заражают ей огромную станцию, в результате чего сотни тысяч астеров погибают, проводят эксперименты с детьми и над марсианскими военными.
Злодей скрывает, насколько это возможно, эксперименты и от Земли, и от Марса, и от Пояса Астероидов, вступая в сговор то с некоторыми из землян, то с некоторыми из марсиан. Это чуть не разжигает космическую войну.
Главные положительные герои сначала ведут борьбу за уничтожение протомолекулы, но когда понимают, что эту технологию уже не остановить, она есть и у Земли, и у Марса, решают, что и у Пояса Астероидов должна быть своя протомолекула для защиты.
Теперь о сериале «Мистер робот». Группа хакеров пытается изменить мир, в котором корпорация зла держит людей в кредитном рабстве, для этого они шифруют все данные корпорации без возможности восстановить. Днём этой, так называемой, революции, почему-то выбрана памятная для нас дата 9 мая.
Герои фильма не обошлись бы без китайских хакеров, во главе которых стоит злодей-китаец-глобалист, по совместительству гомосексуалист, переодевающийся женщиной.
Основным побуждением главных героев было отомстить за смерть родителей, которые работали в корпорации и получили смертельную дозу радиоактивных отходов.
Позднее выясняется, что за событием с утечкой отходов и гибелью большого количества людей стоит злодей-китаец.
Еще выяснится, что злодей-китаец стоит в истоках мирового империалистического зла, так как именно он ставит главных управленцев в американскую корпорацию.
Еще выяснится, что Дональд Трамп, не кто иной, как ставленник злодея-китайца, продвинутый на пост президента США для лучшего контроля над империалистическим злом.
Еще выяснится, что злодей-китаец совершает бесчеловечные теракты с тысячами жертв на территории США, а концы прячет в Иране.
Ну и последнее, что выяснится, что всё это ему нужно, для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу своего завода.
Завод связан с атомной энергетикой и злодей обещает своим единомышленникам, что результатом его работы будет то ли воскрешение из мёртвых, то ли возможность вернуть своё прошлое в какой-то параллельной вселенной. Веря, что так и будет, люди с лёгкостью отдают жизни за эту идею.
Главные положительные герои сначала ведут борьбу с капиталистической системой, затем понимают, что без неё еще хуже, чем с ней и решают срочно исправить свои действия, а вместо борьбы с системой бороться с отдельными нехорошими людьми.
Подведём итог.
В обоих сериалах главные злодеи — китайцы на высоких постах.
Они носители идеи о каком-то необычайном прорыве для всего человечества.
Они для достижения цели идут по трупам тысяч людей и требуют жертв.
Герои сначала сражаются с тем, что считают злом. Затем приходят к выводу, что сама их борьба приводит к злу и жертвам. Решают смириться с тем, против чего они сражались, откатить назад и исправить результаты своей борьбы.

Совпадение? Не думаю!
Ну и наверное еще стоит сказать об отличиях. Если в сериале «Пространство» вопрос нетрадиционной сексуальной ориентации не раскрыт, разве что вскользь и эпизодично, то в «Мистере роботе» одни гомосексуалисты сражаются с другими гомосексуалистами, на третьих гомосексуалистах при этом сидят, а четвёртыми погоняют. Просто Содом и Гоморра!
Мы зафиксировали в двух современных сериалах с совершенно разными сюжетами одинаковый образ врага и одинаковое поведение героев. Это говорит о том, что имеет место методичка, предписывающая вставлять одно и то же идейное содержание в американские кинокартины. По этому содержанию, которое присутствует и в других фильмах, можно судить о направлении пропаганды. Я не претендую на полное знание того, что творится в головах американских идеологов, но порассуждать можно.

Поведение героев.

Для Америки вражеским становится любое государство, которое доходит в своём развитии до уровня с которого может потенциально бросить ей вызов.
Раньше таким врагом и конкурентом был СССР и он тут же начал выставляться на мировом информационном пространстве как кровавый Мордор и Империя зла в одном флаконе.
В наше время, главным таким конкурентом является экономически развивающийся Китай, а в особенности объединённые силы России и Китая, формирующие многополярный мир. Становится понятно, почему средоточие абсолютного зла в американском кинематографе имеет китайское лицо.
Раньше идеологическим коньком для пропаганды западных ценностей и продвижения интересов Америки было противостояние систем: тоталитарной и демократической. Под эти лозунги были сконструированы оранжевые перевороты и разрушен Советский Союз. Советских людей привлекли демонстрируемая красивая жизнь и изобилие материальных благ в капиталистической системе. Уже никто не задумывался, что такая красивая жизнь, во-первых обеспечена ограблением колоний и тем, что в других странах люди погибают с голоду, во-вторых, что население, живущее в кредитном рабстве свободно только на словах.
Сейчас это уже не работает. Как ты объяснишь населению страны, в которой нужно сменить власть, что они живут в тоталитарном аду, если они уже живут в демократическом аду?
Так что в сериалах начали демонстрировать проблемы капиталистической системы. В «Пространстве» показана горькая доля жителей колоний, эксплуатируемых Землёй и Марсом, а в «Мистере роботе» герои чувствуют себя стадом баранов, управляемых финансовой олигархией.
Но в обоих фильмах борьба за независимость приводит к разочарованию.
В пространстве интересы асторов защищает мутная террористическая организация, во главе которой стоит не менее мутный тип, рвущийся к власти. Настоящими же защитниками угнетённых становятся земляне (они же американцы).
В «Мистере роботе» герой понимает, что своей борьбой он сделал еще хуже, более того, он был использован финансовой олигархией в своих целях и его революция стала возможной потому, что входила в злобные планы властьимущих.
Эта мысль не первый раз звучит в американских сериалах. До этого выходил фэнтезийный сериал «Однажды с сказке», в котором герои, влекомые идеалами о спасении людей узнавали, что все их действия были частью какого-то злобного плана.
Всё это, скорее всего, является апелляцией к оранжевым революциям, которые, действительно, конструировались при поддержке американских идеологов, снабжались оружием и претворялись в жизнь экстремистскими группировками для свержения неугодной власти. Но это шло под разговоры демократия-тоталитаризм. И это шло в условиях энергетического профицита в Америке. Людей было чем раскормить, чтобы показать как красиво они живут. Сейчас, в связи с энергетическим кризисом, американский народ чувствует себя не так комфортно и зреет недовольство. Протест сливается таким образом, что людям внушают: все их героические порывы бессмысленны, так как полностью подконтрольны власти и, сами по себе, приводят к бесчисленным жертвам. Герои решают, что вместо того, чтобы бороться с системой, нужно бороться с отдельными нехорошими личностями во властных структурах. В фильмах эти личности напрямую связаны со злодеями-китайцами. Такая мысль прямо вложена в уста главного героя в «Мистере роботе». В «Пространстве» это подано иносказательно в виде появления очередной «русалочки» - марсианки. Она всю жизнь считала Землю злейшим врагом Марса. Но Земля прекрасна с небом, реками и озёрами, а Марс — безжизненная глыба камня. «Русалочка» говорит очень сходно с нашими либералами-западниками о том, что необходимость вкладывать ресурсы в обороноспособность против Земли, тормозит облагораживание территории Марса, и они не могут реализовать свою мечту стать прекрасной второй Землёй. Переводя на язык либералов-западников это звучит так: «Если бы ненавистный Западу Путин не вкладывал средства в военную промышленность, а вкладывал в потребительский сектор, то мы бы жили в достатке и мире со всем миром».
Но вот, марсианка попадает на Землю, а нехорошее руководство запрещает ей пойти посмотреть на океан. Проходя невероятные препятствия, она прорывается к побережью и там понимает, что Земля ей не враг, а настоящие враги — отдельные нехорошие люди из её руководства, с русской фамилией и связанные со злодеем-китайцем.
В общем, основную идею в этом всём я увидела следующую:
«Наша капиталистическая система — это, конечно же зло. Но это вынужденное зло, без которого всё скатится в состояние дикого Запада. Героическая борьба с системой и бесполезна и вредна, так как плодит многочисленные жертвы. Рядом с нами существует абсолютное зло, в виде людей наделённых идеалами и мечтами о каких-то прорывных технологиях. Эти люди — больные на всю голову и требуют принесения огромных жертв за свои идеалы. Именно с ними нужно бороться, так как наше зло, по крайней мере, контролируемо, а их зло — источник всех бед».
В этом просматривается попытка внушить, что альтернативы капитализму нет и борьба с идеализмом или идеальным как таковым.
Давайте теперь порассуждаем над образом злодеев.

Образ злодея в сериалах.

Посмотрев на образ злодеев, в обоих сериалах, никто не усомнится, что это ужасные преступники, они проводят эксперименты над людьми, идут по трупам невинных. Но с их образом ассоциируется нечто важное, что было в советской идеологии. Так, чтобы оно укоренилось в сознании людей как зло. А именно — это то, что злодеи обладают мечтой о лучшем будущем для всего человечества. Для их единомышленников смыслом жизни является реализация этой мечты, так, что они готовы принести себя в жертву. Но только показан не Иисус Христос, несущий свет новой веры и жертвующий собой во имя спасения человеческих душ, не герой-защитник отечества, сражающийся во имя свободы и жизни своего народа, не эксплуатируемый пролетарий, ведущий борьбу за общество справедливости, а какой-то фанатик-извращенец, идущий по трупам. В итоге, это должно действовать демотивирующе на людей.
Подобная война с идеальностью имеет глубокие корни. Предлагаю совершить короткий экскурс в основы идейного противостояния между Америкой и СССР в XX веке.
Дух капитализма вырос на почве протестантской этики, давшей индивидуализму религиозное обоснование. Европейские философы начиная с эпохи возрождения рассуждали о праве неограниченной деятельности человека в мире на основе личного понимания божественной воли. При этом богатство являлось свидетельством богоизбранности.
Наилучшим двигателем прогресса было названо столкновение воль индивидов, преследующих свои частные цели, а конкурентная борьба, формирующая невидимую руку рынка, в конце концов, должна привести к наибольшей сумме всеобщего счастья. Этот протестантско-капиталистический дух, опекаемый на начальном этапе религиозными убеждениями и предостережениями философов о моральной ответственности индивидов перед обществом, положил начало эпохе Модерн — эпохе научно-технического прогресса, географических открытий и веры в безграничные возможности человека.
Однако жизнь оказалась сложней и разочарование людей нарастало с нарастанием социального хаоса и неравенства вызванного борьбой всех против всех, а также формированием внерелигиозного индивидуализма, требующего полной независимости человека от общества и государства и снятия ограничений любых моральных и социальных норм, не запрещённых законом. Невидимая рука рынка — оказалась красивой сказкой, которая не ведёт к прогрессу и требует невидимого, направляющего процессы кулака. Невидимый кулак, выросший в среде где воспета борьба всех против всех, будет направлять процессы не в желательном для народа или человечества русле, а в выгодном для отдельной группы лиц. К тому же, оказалось, что ресурсы не безграничны, а их проедание в условиях потребительского общества, где главный смысл жизни в обогащении, существенно усложняет будущим поколениям возможность развития.
Так или иначе, а капитализм, и его проект «Модерн» пришёл к исчерпанию в результате многих причин. Одной из них является отношение к человеку и прогрессу. Если говорится, что человеческая природа неизменно зла, но это зло можно поставить в служение прогрессу, как сверхценности, то понятно, что наука и техника двинутся вперёд, а человек останется на уровне животных инстинктов. Появление обезьян с такими гранатами, которые могут разрушить половину Земли становится вопросом времени. Другой важный аспект — это то, что старые капиталистические страны развиваются всё медленнее, а молодые начинают их догонять. Первая мировая война (за экономические интересы) — была попыткой старых сохранить свои лидирующие позиции.
Сейчас Америке нужно остановить Китай. Но идти по пути классической войны в век атома пока что никто не решается. Так что во II половине XX века американские идеологи начинают разминать идеи мягкой силы и управляемого хаоса для остановки развития в целом. На это работает пропаганда гомосексуализма, феминизма, инфантилизма, культуры нью эйдж (то есть переход людей из мира технологий в мир дикой природы с минимальным влиянием цивилизации, общением с духами природы и пр.), через внедрение ювенальной юстиции (системы, обеспечивающей лёгкое изъятие детей из своих семей), через борьбу с идеализмом и прочее что может превратить людей в управляемое стадо, сократить рождаемость и остановить прогресс с странах-конкурентах. Американский кинематограф, в согласии с генеральной линией партии, транслирует эти ценности, точнее сказать отсутствие ценностей. Идёт полным ходом пропаганда и гомосексуализма, и феминизма, и бунта детей против родителей. Также, много где всплывает идея признания в себе животного или грешного начала и задействование его на благо.
Главные герои «Пространства» приходят к выводу, что злая человеческая природа не меняется и новый технологический виток даст лишь новое оружие взаимного уничтожения.
В «Мистере роботе» глава корпорации прямо говорит конкуренту китайцу: «Порядок больше не поможет тебе, друг мой, я пролью хаос, даже себе во вред».
Транслируя свои установки, американские идеологи, бьют по тому, что было противовесом.
Противовес в виде идей коллективизма существовал столько, сколько существует человечество. Особую популярность в Европе они приобрели как реакция на вышеописанные издержки войны всех против всех и бурно расцвели попав на православную российскую почву в виде возникновения сверхдержавы — Советского Союза.
Согласно этим идеям, природа человека в большой степени определяется общественными отношениями в которых он существует.
Основные постулаты коллективизма такие: «Человек человеку не конкурент, а друг, товарищ и брат. Нам нужно построить такую систему, в которой у каждого удовлетворены первичные потребности, что позволит вместо траты времени и сил на борьбу всех против всех, потратить их на пробуждение в каждом человеке высших творческих способностей. Тогда общими усилиями товарищей можно открыть новые источники энергии, полететь осваивать безбрежные просторы космоса, развить прорывные технологии, которые решат проблему ограниченности ресурсов».
Началось противостояние систем капитализм/социализм, коллективизм/индивидуализм. Обе они содержали свои достоинства и недостатки. Одними из достоинств советской системы был акцент на всестороннем развитии человека, душевные связи между людьми, взаимоподдержка, экономия ресурсов и возможность направить их на действительно прорывные технологии, которые позволят следующим поколениям длить безбедное существование.
Именно такие установки позволили Советскому Союзу осуществить быстрый научно-технический рывок, создать атомное оружие и запустить ракеты в космос. Именно благодаря сумеречному советскому гению мы и сейчас превосходим Америку в военной технике и разработках в области атомной энергетики. Так что эти положения, которые дали Советскому Союзу возможность быстрого развития, и создали конкуренцию американскому лидерству будут всячески демонизироваться и в кино, и в жизни.
Демонизируются они по проверенной схеме. Все увиденное в фильмах очень напоминает труды Фридриха фон Хайека и Карла Поппера, работавших на разрушение Советского Союза. Они и их последователи, рассуждали о том, что любое идеальное — это дорога к насилию, несчастью и катастрофе. Что любые системные и целенаправленные изменения социальной, экономической, политической реальности не только бессмысленны, но и вредны, так как потребуют массового ущемления свобод рыночного, демократического общества. А в отношении истории возможен только локальный активизм, в духе малых дел. Именно к этому выводу и приходят в фильмах герои.
Подведём итог: мы зафиксировали некоторые тенденции в американском кинематографе, порассуждали над их значением, связали их с войной идей и современными реалиями, будем наблюдать дальше.

До новых встреч!

Статья подготовлена с опорой на материалы по ссылкам ниже.

Индивидуализм, коллективизм и история
https://rossaprimavera.ru/article/individualizm-kollektivizm-i-istoriya

Индивидуализм и развитие
https://rossaprimavera.ru/article/individualizm-i-razvitie

Необходимое политико-лирическое и историко-экономическое отступление
https://rossaprimavera.ru/article/neobhodimoe-politiko-liricheskoe-i-istoriko-ekonomicheskoe-otstuplenie

Природа человека и капитализм.
https://rossaprimavera.ru/article/priroda-cheloveka-i-kapitalizm

Управляемый хаос.
https://rossaprimavera.ru/article/управляемый-хаос

Управляемый хаос. Часть II.
https://rossaprimavera.ru/article/upravlyaemyy-haos-chast-ii

Коллективизм и история.
https://rossaprimavera.ru/article/kollektivizm-i-istoriya

Коллективизм и история - 2.
https://rossaprimavera.ru/article/kollektivizm-i-istoriya-2

Коллективизм и история — 4. Карл Маркс и его последователи.
https://rossaprimavera.ru/article/kollektivizm-i-istoriya-4-karl-marks-i-ego-posledovateli

Машина зла
https://rossaprimavera.ru/article/машина-зла

Сокрушение Красной Церкви
https://rossaprimavera.ru/article/sokrushenie-krasnoy-cerkvi

От антиисторицизма к постмодернизму
https://rossaprimavera.ru/article/ot-antiistoricizma-k-postmodernizmu